Статистика |
|
|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 | |
|
Главная » 2011 » Август » 29 » КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИИ
08:32 КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИИ |
КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РОССИИ
(в ред. Указов Президента РФ от 19.11.2003 N 1365, от 22.03.2005 N 329)
I. Основные положения
Настоящая Концепция правовой информатизации России разработана по инициативе Государственно-правового управления Президента Российской Федерации, осуществляюще-го в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 4 апреля 1992 г. N 363 функции генерального заказчика систем правовой информации, в целях активизации процес-са создания государственных правовых информационных систем. Стремительное качественное обновление общества, становление рыночной экономики, построение демократического правового государства - эти и многие другие проблемы выдви-гают на первый план решение глобальной задачи - формирования в России единого инфор-мационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности, ибо правовая образованность необ-ходима, чтобы расти в условиях демократии. Удобное распределение и использование информации для удовлетворения социальных потребностей является едва ли не главнейшим достоинством в окружающем нас мире, и, как следствие, в результате совершенствования информационных коммуникаций внутри и между различными социальными группами общество может развиваться более динамично. Поступательное развитие демократии возможно лишь тогда, когда между гражданами существует более или менее прочное согласие, когда их сближают общие взгляды, установки, информация. Современная информационная система должна давать гражданам уверенность в качестве своих знаний, в реальной способности влиять на общественные процессы. Решения, оказавшиеся неверными, чаще всего бывают следствием недостатка объективной информа-ции, а не отсутствия компетентности или неэффективного использования той имеющейся информации, которая попала в официальные информационные каналы. Между тем на сегодняшний день крайне остро ощущается дефицит даже элементарных информационно-юридических услуг, который наряду с другими факторами оказывает весьма серьезное негативное влияние на общественное правосознание и правопорядок в России. От-сутствие развитой информационной системы в правовой сфере лишает граждан возможности эффективно участвовать через демократические институты в принятии решений из-за недос-тупности релевантной информации. Проблема в том, что государство не только не предоставляет гражданам возможность получать информацию о действующем законодательстве, но и само не располагает достаточ-но эффективными системами правовой информации. Необходимо создать действенные механизмы, обеспечивающие за счет более полной правовой информированности граждан повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилить то, что можно было бы назвать "правовой плотностью общества". Этой цели в значительной степени будет способствовать правовая информатизация общества, ос-нованная на решении двуединой задачи: информатизация правовой сферы - с одной стороны, и обеспечение законодательного регулирования правоотношений в сфере информатизации - с другой. Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных ус-ловий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей госу-дарственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применени-ем прогрессивных технологий. Пути совершенствования процесса правовой информатизации общества многообразны, поэтому необходимо четкое определение целей, методов организационных форм решения поставленной задачи, т.е. формирование ее научных основ. Правовая информатизация осуществляется одновременно по следующим направлени-ям: информатизация правотворческой деятельности; информатизация правореализационной деятельности; правовое обеспечение процессов информатизации. Государственная политика Российской Федерации в области формирования и использо-вания правовых информационных ресурсов и обеспечения этими ресурсами потребностей социального и экономического развития страны осуществляется с учетом интересов субъек-тов Российской Федерации, тенденций международного сотрудничества в области правовой информатики, реальных возможностей индустрии информатизации в условиях рыночной экономики.
II. Цели и задачи правовой информатизации
Главными целями правовой информатизации являются: информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности органов государства; информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным ор-ганам субъектов, в том числе физических лиц; сохранение и структурирование информационного правового поля. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: разработка основ государственной политики в области формирования и использования информационно-правовых ресурсов; развитие индустрии правовой информатизации; координация работ по формированию и использованию информационных ресурсов Рос-сийской Федерации; обеспечение использования общей коммуникационной среды, единого комплекса взаи-мосвязанных информационных технологий по ведению эталонных банков правовой инфор-мации и других необходимых компонентов инфраструктуры правовой информатизации, а также поддержка развития сферы правовых информационных услуг в условиях рынка; организация и финансирование работ по информатизации правовой сферы; обеспечение информационной безопасности, права на информацию; обеспечение сертификации и лицензирования информационных ресурсов и информаци-онных услуг в правовой сфере; обеспечение обмена банками правовой информации различных уровней в едином ин-формационно-правовом пространстве; создание научно-технической продукции правовой информатизации на основе новей-ших информационных технологий; организация и осуществление международного сотрудничества в области формирова-ния и использования правовых информационных ресурсов; подготовка нормативных актов и нормативно-технической документации в области правовой информатизации. Информатизация правовой сферы осуществляется путем создания эталонной географи-чески децентрализованной правовой базы, используемой в общенациональном информаци-онном пространстве. Вся совокупность взаимосвязанных подсистем правовой информации, реализованных в виде территориально распределенной сети стационарных и тиражируемых банков нормативных актов всех видов, иной правовой и социальной информации, образует Российскую автоматизированную систему информационно-правового обеспечения право-творческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания (да-лее именуется РАСИПО). Очевидно, что подобная глобальная система может строиться только как многоуровне-вая, начиная от общей гетерогенной сети телекоммуникации высших органов государствен-ной власти и управления, объединяющей локальные сети эталонных банков правовой инфор-мации, и кончая региональными сетями, связанными с базовыми региональными центрами, с учетом возможной эволюции как отдельных компонентов, так и системы в целом и с обяза-тельным согласованием интересов всех уровней. Органы государственной власти и управления, Конституционный суд Российской Фе-дерации, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Фе-дерации формируют и актуализируют эталонные банки только тех правовых актов, которые принимают сами (под эталонным банком понимается совокупность эталонных электронных копий правовых актов), и передают копии этих банков и изменений к ним в центральный и региональные узлы системы правовой информации. Узел системы правовой информации - это субъект права, имеющий лицензию и распро-страняющий или обеспечивающий доступ к сертифицированной правовой информации. Работу по организации интегральных банков нормативных актов, формируемых из ко-пий эталонных банков, а также по обеспечению к ним оперативного доступа пользователей других уровней системы целесообразно возложить на центральный узел системы правовой информации, функции которого в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 24 сентября 1992 г, N 536-рп выполняет научно-технический центр правовой информации "Система" (далее именуется НТЦ "Система"). Основной объем работ по обеспечению правовой информацией широкого круга потре-бителей должны будут выполнять региональные узлы правовой информации. В их функции входит: получение копий эталонных банков нормативных актов и их изменений, организация и ведение копий банков; организация, накопление, хранение и ведение актов местных органов власти и управле-ния данного региона; организация и осуществление поиска информации по запросам пользователей в локаль-ном и удаленном режимах; организация и проведение работ по правовой информатизации региона; консультативная помощь потребителям региона по правовым вопросам. Система должна быть открыта для включения новых, как центральных, так и регио-нальных, узлов. Для всех узлов системы должна быть разработана унифицированная комплексная тех-нология обработки правовой информации, включающая в себя ввод и предварительную обра-ботку (формальный и логический контроль), данных, их семантическую и лингвистическую обработку, хранение, восстановление и дублирование информации и, наконец, оперативное предоставление информации потребителям.
III. Информационно-правовое поле
Ценность любой информационной системы определяется прежде всего ее информаци-онными ресурсами, а источниками правовой информации являются не только держатели эта-лонных банков нормативных актов, но также и региональные центры правовой информации. Эффективность функционирования информационно-правовой системы в значительной сте-пени зависит от полноты и достоверности информации и регулярности ее поступления не только из центральных, но и из региональных источников. Поэтому целесообразно усилить работу по информатизации на региональном уровне и решать эту проблему с двух сторон одновременно: из центра и региональных опорных зон информатизации, являющихся одно-временно базовыми центрами правовой информации регионов и коммуникационными систе-мами транзитной транспортировки данных для региональных сетей. Принцип комплексного согласованного развития всех элементов системы должен стать основополагающим для ста-новления и совершенствования единой информационной технологии в сфере права. При этом в качестве начальных условий принимается существующее состояние дел в информатизации правовой деятельности. Таким образом, общенациональная система правовой информации должна строиться на основе информационно-логической модели, учитывающей различный уровень теоретической и практической подготовленности и технической оснащенности всех потенциальных абонен-тов системы и позволяющей решать самые разнообразные вопросы - от весьма специальных технических, математических и конструктивных проблем проектирования до чрезвычайно сложных политических, правовых, социальных, финансовых, трудовых и этических вопро-сов, актуальных для нашей сегодняшней жизни. Информационные ресурсы Российской Федерации в правовой сфере являются принци-пиально открытыми. Исключение составляют информационные ресурсы, отнесенные в соот-ветствии с законодательством к категориям ограниченного доступа. Порядок доступа к от-крытым информационным ресурсам определяется держателем банка данных. Государственные органы, ответственные за формирование и использование правовой информации, обеспечивают условия для оперативного и полного ее предоставления пользо-вателям. В процессе реализации системы правовой информации необходимо осуществить инте-грацию информационных фондов, банков и баз нормативных актов в общем информационно-правовом поле. По степени репрезентативности банков нормативных актов в РАСИПО можно выделить 5 уровней: 1-й уровень - эталонные банки правовых актов высших органов государственной власти и управления; 2-й уровень - эталонные банки правовых актов центральных органов федеральной ис-полнительной власти Российской Федерации; 3-й уровень - эталонные банки правовых актов государственных органов субъектов Фе-дерации; 4-й уровень - локальные банки правовой информации региональных органов власти и управления; 5-й уровень объединяет локальные, тематические и иные банки и базы данных отдель-ных организаций, предприятий и учреждений, представляющих широкий круг пользователей. Вся совокупность эталонных, локальных и тематических банков правовых актов всех уровней, а также совокупность международных правовых актов, затрагивающих интересы России, образует российский интегрированный территориально распределенный банк право-вой информации, адекватно отображающий состояния объектов и их отношений в рассмат-риваемой предметной области. Интегрированная сеть связи как единая материальная база, реализующая всю совокуп-ность процессов обработки и потребления информации по всем аспектам правовой деятель-ности, является важнейшим элементом РАСИПО и обеспечивает функционирование терри-ториально распределенного банка данных и его взаимодействие с внешними системами госу-дарств - участников СНГ и международных организаций. Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации. Информационно-правовые ресурсы Российской Федерации должны формироваться из банков действующих правовых актов, принимаемых Верховным Советом Российской Феде-рации, Президентом Российской Федерации, Советом Министров - Правительством Россий-ской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Рос-сийской Федерации, Высшим арбитражным судом Российской Федерации, центральными органами федеральной исполнительной власти, органами государственной власти и управле-ния субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Исходя из существующего государственно-территориального устройства Российской Федерации, желания приблизить банк непосредственно к потребителям в регионах, а также учитывая ограниченную пропускную способность каналов передачи информации, целесооб-разно организовать структуру РАСИПО в виде сети распределенных банков нормативных актов трех категорий: эталонные банки нормативных актов; мощные центральные банки для тиражирования нормативных актов и обеспечения ин-формацией о них государственных органов, территорий и регионов России; региональные банки нормативных актов для обеспечения правовой информацией ре-гионов и территорий. РАСИПО как комплексная политематическая система составляет главную часть ин-формационно-правовых ресурсов Российской Федерации и затрагивает интересы всех струк-тур государства и общества, ее мощности должны быть доступны практически всем гражда-нам России. Поэтому в рамках организационно-правового обеспечения правовой информати-зации необходимо распределить компетенцию государственных органов по формированию и использованию этих ресурсов, закрепить права и обязанности поставщиков и потребителей информации, защитить права граждан. Альтернатива этому - огосударствление техники, со-единение информатики с бюрократической властью, а в итоге - опасность наступления ору-элловской социальной инженерии.
IV. Правовое обеспечение информатизации
Центры правовой информации, обеспечивая коллективный доступ пользователей к вы-числительным ресурсам и предоставляя им услуги по переработке информации, накаплива-ют, хранят и обрабатывают большие объемы данных. Такая концентрация информации по-рождает проблему ее защиты и использования, связанную с проблемой собственности на ин-формацию, а также с предоставлением пользователю не всех, а только разрешенных ему вы-числительных ресурсов и информационных подмножеств. При определенных условиях обширные банки данных правовой информации могут сде-лать оруэлловский "1984" более реальным, отсюда понятно и возможное неоднозначное на-строение общества в отношении "эффективности" больших информационных систем. Любая монополизация информации рано или поздно выльется в злоупотребления, начиная с сокры-тия информации и кончая ее незаконным обнародованием. Для предотвращения возможных злоупотреблений необходимы институциональные ограничения, и прежде всего в сфере пра-вовой информации. На базе известных пяти принципов использования информации следует разработать нормативно-правовые акты, контролирующие процессы переработки информа-ции, хранимой в ЭВМ. Только в этом случае можно говорить о базирующемся на совместном пользовании ин-формацией обществе, все институты которого будут следовать двум принципам: праву собст-венности на информацию и контролю за ней. Правовые аспекты защиты информации связаны с соблюдением этических и юридиче-ских норм, предусматривающих защиту данных от несанкционированного доступа и предот-вращение любой возможности их использования не по назначению. Для этого необходимо законодательно закрепить следующие принципы: 1. Владелец сертифицированного информационного ресурса несет ответственность за полноту и достоверность сопровождаемой информации. 2. Использование информации сопровождается строгим соблюдением требований ее защиты. 3. Нарушение требований защиты информации расценивается как несанкционирован-ный доступ к информации. 4. Несанкционированный доступ к информации влечет за собой гражданскую и (или) уголовную ответственность. 5. Должны быть предусмотрены судебные запреты, позволяющие предотвратить нару-шение условий сохранности данных. 6. Граждане имеют право возбудить дело (по индивидуальному или коллективному ис-ку), чтобы получить компенсацию за фактически причиненный ущерб, если имел место не-санкционированный доступ к информации. Кроме того, правовыми нормами должна быть регламентирована атрибутика официаль-ности правового акта на магнитном носителе. Возможно также возникновение еще одной важной проблемы, от которой зависит бу-дущее правовой информатизации, - это запрет каких-либо субъектов Федерации на распро-странение информации и на обмен данными между компьютерными системами. Могут быть выдвинуты разнообразные причины с целью иметь контроль над потоком информации. Это и "необходимость охраны частной жизни граждан", и классический аргумент в пользу "свобо-ды торговли", и любые другие, которые обычно выдвигаются при защите чьих-либо матери-альных или корпоративных интересов. Такое применение протекционизма, безусловно, сузит сферу использования системы правовой информатизации, ограничит ее потенциал. Для пре-одоления бюрократических препон необходимо законодательное регулирование информаци-онных процессов на уровне Федеративного договора.
V. Принципы правовой информатизации
Правовая информатизация России должна базироваться на следующих принципах: вертикальная и горизонтальная интеграция имеющихся и вновь создаваемых информа-ционно-правовых систем; создание единой коммуникационной среды, включая системы конфиденциальной связи и транспортные сети общего назначения, республиканские и коммерческие сети связи и пе-редачи данных, в том числе оптоволоконные, спутниковые и т.п.; строгое соблюдение международных стандартов в области информационно-вычислительных сетей и средств связи; открытость систем, обеспечивающая объединение имеющихся вычислительных ресур-сов различных архитектур и возможность дальнейшего их наращивания; единство программно-технических, архитектурных, технологических, организационных принципов построения систем правовой информации; ведение эталонных баз данных в организациях, ответственных за создание законода-тельных и нормативных документов; обеспечение интерактивного доступа пользователей к интегрированной территориаль-но-распределенной базе данных правовой информации; организация многоуровневой защиты информации; использование модульного подхода при проектировании вычислительных центров об-работки информации, сети телеобработки, абонентских пунктов и рабочих мест пользовате-лей; максимальное использование готовых программно-технических решений и функциони-рующих систем; интеграция лингвистических средств, используемых в различных автоматизированных информационных системах; исключение дублирования процедур сбора и обработки информации в информацион-ных технологиях; обеспечение чистоты информационных каналов; улучшенные эргономические характеристики; распространение прогрессивных информационных технологий и перспективных про-граммных продуктов среди абонентов систем правовой информации; передача копий эталонных документов через каналы связи в центральную рабочую базу данных правовой информации; тиражирование рабочих копий (по установленному регламенту) в базы регионов и дру-гих абонентов системы; использование технологии объединенного сервера для прозрачного распределения дан-ных; широкий набор интерфейсов мультимедиа; ведение актуального перечня правовых документов и состава баз данных и их тиражи-рование для всех пользователей системы; выполнение общесистемных функций сбора статистики, обеспечения безопасности, подготовка отчетов о производительности. При этом следует учесть, что: информация, однажды введенная в систему непосредственно первоисточником, хранит-ся и подвергается обработке средствами самой системы до тех пор, пока не утрачивает своих потребительских качеств; информация, хранящаяся в системе, предоставляется любому абоненту независимо от его территориальной удаленности от места хранения при условии соблюдения пользователем требований единой системной дисциплины доступа к информационным ресурсам. Реализация указанных принципов позволит обеспечить разумное сочетание принципов централизованного и децентрализованного управления, а вертикальная и горизонтальная ин-теграция систем правовой информации различного уровня будет способствовать эффектив-ному функционированию системы за счет быстрого и надежного обмена данными и коорди-нации действий различных ее звеньев.
VI. Основные задачи правовой информационной системы
Главная цель правовой информатизации России состоит в построении общенациональ-ной правовой информационной системы, охватывающей все регионы, высшие государствен-ные органы власти и управления и правоохранительные органы. Учитывая широкомасштаб-ный характер создаваемой системы и необходимость получения результатов в кратчайшие сроки, целесообразно предусмотреть параллельное проведение работ по ключевым направле-ниям, стратегически ориентированным на создание крупных системных блоков и средств связи и передачи данных. В качестве первоочередных задач глобальной информационной системы можно выде-лить следующие: формирование и ведение информационно-правовых баз данных в соответствии с иерар-хией системы, в том числе эталонных банков нормативных актов, мощных центральных бан-ков, региональных банков и локальных банков различного назначения; поиск и выдача информации по запросам пользователей; организация информационного взаимодействия между системами правовой информа-ции разных уровней, а также с внешними базами данных; организация и ввод в действие центрального узла эталонных банков данных, выпол-няющего функции головного элемента распределенной системы правовой информации, включая: сопровождение эталонных банков данных; управление сетью передачи данных; управление безопасностью в сети передачи данных; управление сетью электронной почты; администрирование распределенной базы данных; создание локальных и глобальных отказоустойчивых вычислительных сетей; программно-техническое оснащение региональных узлов правовой информации, вклю-чающее в себя пакетный коммутатор / концентратор, функциональный сервер и региональ-ные базы данных; сопряжение центральных абонентских пунктов, региональных узлов правовой инфор-мации различной мощности и многочисленных абонентских пунктов в рамках общенацио-нальной системы; поэтапное создание интегрированной системы коммутации; создание методологического, консультативного и обучающего центра правовых про-блем; формирование территориально распределенного банка полнотекстовых нормативных актов и другой правовой информации; обеспечение обмена закрытой и открытой информацией между региональными, ведом-ственными и отраслевыми информационными системами в процессе выравнивания распреде-ленной базы данных и решения функциональных задач пользователей; сбор, хранение и ведение межотраслевых классификаторов и систем кодирования пра-вовой информации; организация многоуровневой защиты информации; ведение банка периодических терминов с толкованиями и разъяснениями; ведение и тиражирование таблиц соответствия и других средств обеспечения совмести-мости информации для ее обмена в системе; ведение метабазы правовой информации (словаря баз данных); и, самое главное, обеспечение интерактивного доступа юридических и физических лиц к распределенной базе данных правовой информации.
VII. Обеспечивающая часть Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспечения правотворческой и правореализационной деятельности, правового образования и воспитания
Обеспечивающую часть РАСИПО составляют научно-методическое, информационное, лингвистическое, техническое, кадровое, финансовое обеспечение. Научно-методическое обеспечение должны составлять результаты научных исследова-ний и разработок по основным проблемам, возникающим при создании, эксплуатации и со-вершенствовании автоматизированных информационных систем в правовой сфере деятель-ности (например, кодификация и классификация, семантика и формализация нормативных предписаний, моделирование норм права на ЭВМ, стандартизация структуры и содержания нормативного акта, социологические обследования, опросы общественного мнения, методо-логия оценки эффективности нормативного предписания, оценка эффективности информаци-онно-поисковых и экспертных систем, проблемы создания тезаурусов, словарей и т.п.). Информационное обеспечение РАСИПО составляют входные и выходные информаци-онные массивы, формируемые и хранимые в общесистемных и локальных базах данных. Об-щесистемные базы данных должны формироваться в виде интегрированного информацион-ного поля на основе документальных (в том числе полнотекстовых) и фактографических баз данных. Локальные базы данных содержат информацию, необходимую для работы одного или группы пользователей. При разработке информационного обеспечения особое внимание следует уделить решению вопросов придания юридической силы нормативным актам на ма-шинных носителях. Лингвистическое обеспечение включает в себя лингвистические средства (классифика-торы, рубрикаторы, тезаурусы, словари, словники и т.п.), способы и формы отражения доку-ментов в банках данных и базах знаний, инструктивно-методические материалы, а также ме-тоды систематизации законодательства и стандартизацию терминологии с учетом возможно-сти применения современных средств информатизации. Основу технического и технологического обеспечения ведения эталонных банков пра-вовой информации должны составить высокопроизводительные универсальные ЭВМ с ши-роким набором периферийного оборудования и средств телекоммуникации. Основой техни-ческого обеспечения локальных вычислительных сетей будут персональные ЭВМ различной мощности. При разработке программного обеспечения РАСИПО следует решить вопросы унифи-цированного выбора операционных систем, средств телекоммуникации и систем управления базами данных для всех используемых типов ЭВМ. При использовании нестандартных обще-системных программных средств пользователь сам обеспечивает совместимость своей под-системы с РАСИПО. От обеспечения подготовки кадров будущих пользователей РАСИПО во многом зави-сит эффективность внедрения средств информатизации. Большая часть будущих пользовате-лей РАСИПО не имеет опыта работы на ЭВМ. Необходимо сформировать программу обуче-ния и реализовать ее на курсах повышения квалификации и непосредственно на рабочих мес-тах. Финансовое обеспечение правовой информатизации России должно складываться из нескольких источников: средств республиканского бюджета Российской Федерации, местно-го бюджета, отчислений от продажи правовой информации и правовых услуг, а также отчис-лений от продажи программно-технических продуктов, разработанных для нужд правовой информатизации.
VIII. Информационные потоки и состав распределенной базы данных правовой информации
Формирование общегосударственных информационных ресурсов в правовой сфере предполагает ориентацию на создание общего информационного пространства, в том числе и в наднациональном, общемировом контексте. Интеграции разрозненных информационных ресурсов в рамках общероссийской систе-мы предшествуют этапы создания государственного фонда нормативно-правовых актов для обеспечения эффективной информационной поддержки правотворческой, правопримени-тельной и правоохранительной деятельности. Предметная область интегрированной базы данных правовой сферы должна соответст-вовать, с одной стороны, глобальным информационным потокам, определяющим состав эта-лонных банков нормативных актов, а с другой - рабочим информационным потокам, форми-руемым в процессе повседневной деятельности. Таким образом, информационное обеспече-ние систем правовой информации государственных структур должно разрабатываться с уче-том баланса государственных и ведомственных интересов. Информационное обеспечение РАСИПО включает: территориально распределенную сеть полнотекстовых банков законодательных и дру-гих нормативно-правовых актов; тематические банки правовой информации (например, о госпредприятии, о кооперации, об аренде, о налогообложении, о предпринимательской деятельности, об акционерных обще-ствах, об экологии, о пенсионном обеспечении и т.п.). Эти банки являются основой регио-нальных информационных центров; оперативные банки материалов судебной практики и постановлений пленума Верховно-го Суда Российской Федерации, решений Конституционного суда Российской Федерации, материалов арбитражной практики, статистической информации и т.п.; банки ведомственных нормативных актов; нормативно-правовые документы государств - участников СНГ; банки зарубежного законодательства; банки регистрационных данных о состоянии и движении гражданских, уголовных, ар-битражных дел; оперативные базы данных. Государственный фонд правовой информации должен формироваться из эталонных банков данных, удовлетворяющих информационные потребности широкого круга пользова-телей. Информационные массивы системы организуются в виде эталонных и рабочих баз дан-ных. Эталонные базы ведутся организациями, ответственными за подготовку документов. Рабочие базы данных могут быть общесистемными (например, центрального узла эталонных банков данных) и абонентскими (базы региональных узлов правовой информации). Анализ информационных запросов пользователей позволяет выделить следующие типы выходных информационных потоков: справки о законодательных и нормативных актах; те-матические подборки законодательных и нормативных актов; тексты законодательных и нормативных актов; справки о делах, находящихся на рассмотрении; справки об обращении граждан в правоохранительные органы; статистические справки; справки о прохождении дел и т.п. Выполнение оперативных запросов необходимо обеспечивать в интерактивном, неопе-ративных - в пакетном режиме обработки. Циркулирующие информационные потоки должны реализовываться безотносительно к уровню формализации и структуризации данных. Управление регулярными потоками данных осуществляется средствами системы, ориентированными на обеспечение строгорегламенти-рованных контролируемых процедур сбора данных и ведения распределенного информаци-онного фонда. Управление нерегулярными потоками данных реализуется средствами систе-мы, ориентированными на обеспечение нерегламентированных и слаборегламентированных процедур обмена данными (запросы к базам данных, информация их актуализации). Следует учитывать, что, кроме запросов к информационному фонду, система должна обеспечить потоки информации при подготовке законодательных актов, контроле соответст-вия новых законодательных актов Конституции и уже принятым законам и т.п. Состав распределенной базы данных, программно-технические средства системы ста-нут основой Российской автоматизированной системы информационно-правового обеспече-ния.
IX. Этапы создания системы
Учитывая, что построение общенациональной системы правовой информации необхо-димо осуществлять на основе высших достижений науки и техники, интеграции действую-щих средств коммуникации и связи и сопряжения различных систем правовой информации, функции головного исполнителя можно возложить только на организацию, обладающую мощным научно-техническим потенциалом в сочетании с развитыми средствами коммуника-ции. Такой организацией является Федеральная служба охраны Российской Федерации. (в ред. Указов Президента РФ от 19.11.2003 N 1365, от 22.03.2005 N 329) (см. текст в предыдущей редакции) Приемка работ будет осуществляться специально созданной экспертной комиссией. Кроме того, должно быть подписано генеральное соглашение центральных органов вла-сти и управления - держателей эталонных банков нормативных актов для организации ин-формационно-правового обмена. Этапы создания системы определены с учетом интересов пользователей разных уров-ней, имеющихся заделов и финансовых ресурсов, возможности поэтапной выдачи промежу-точных практических результатов и уточняются Программой правовой информатизации Рос-сии. Сроки работ должны быть увязаны с этапами создания интегрированной телекоммуни-кационной среды (ИТКС). 1 этап (1993 г. - первая половина 1994 г.) - создание пускового комплекса системы, включающего опытную зону информационно-коммуникационной среды по стандарту Х.25, объединяющую абонентское оборудование пользователей высших органов управления и рас-положенные в НТЦ "Система" высокопроизводительные универсальные ЭВМ, функциональ-ные серверы и серверы баз данных, предназначенные для хранения правовой информации. На этом же этапе отрабатывается взаимодействие НТЦ "Система" с регионами, прово-дится наращивание информационного фонда системы и разработка прикладных задач. Для обеспечения выполнения указанных работ по созданию пускового комплекса сис-темы в эти же сроки осуществляется отработка программно-технических средств сети комму-тации пакетов, программно-технических средств функциональных серверов и серверов баз данных и средств защиты и управления сетью. 2 этап (1994 - 1995 гг.) - формирование информационно - телекоммуникационной среды с включением региональных узлов правовой информации, интегральных баз данных регио-нов. Обеспечивается взаимодействие с информационными системами правотворческих орга-нов, министерств и ведомств, формируются сети абонентских пунктов в регионах. Создаются предпосылки межгосударственного обмена информационно-правовыми ресурсами. 3 этап (1996 - 2000 гг.) - развитие общегосударственной правовой системы, охваты-вающей все республики, края, области России, создание региональных абонентских сетей, предоставляющих информационно-правовые услуги гражданам и организациям. Общенациональная территориально распределенная правовая система, помимо своего прямого назначения, позволит рационально и эффективно решить проблему информационно-го взаимодействия государственных структур, что, в свою очередь, обеспечит повышение оперативности, степени обоснованности и корректности принимаемых решений по регулиро-ванию различных сфер общественной жизни.
|
Просмотров: 5773 |
Добавил: Георгиевна
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Календарь |
|
| « Август 2011 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
| |
|